Понятие цивилизации:
- историческая ступень развития человечества, следующая за варварством;
- характеристика единства национальных культур определенного региона или на определенном историческом отрезке;
- высокий уровень развития материальных благ и способ их потребления.
Типы цивилизаций:
- Природные сообщества.
- Восточные цивилизации.
- Западные цивилизации.
Подходы к изучению:
- цивилизационный;
- формационный;
- стадиальный.
Цивилизационный подход.
- отрицает единство всемирно- исторического процесса;
- заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации;
- основой этого развития считается духовная культура.
Цивилизационный подход рассматривали:
1) Н. Я. Данилевский - 12 «культурно-исторических типов»: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский, мексиканский и перуанский.
2) О. Шпенглер - 8 автономных культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, майя, греко-римская, западноевропейская.
3) А. Тойнби - 13 развитых локальных цивилизаций, из которых 5 (западная, православная, исламская, индийская, китайская) сохранились до нашего времени.
Недостаток:
- невозможность при его применении увидеть единую историю человечества.
Преимущества:
- позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии;
- ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;
- позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственность национальных культур.
Формационный подход к истории.
(К. Маркс)
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений.
Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к новой общественно-экономической формации.
Пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, включающая социализм в качестве первого этапа.
Формационный подход к истории:
- обобщал исторический опыт Европы.
- многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационного подхода на все государства.
- «азиатский способ производства».
Стадиальный подход к истории.
Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.
Критерием выделения стадий является уровень развития техники и технологий.
Существует три исторически сложившихся типа общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Теория постиндустриального общества (Д. Белл).
- Доиндустриальный тип (состояние человека с нетронутой, не преобразованной человеком природой).
- Индустриальный тип (состояние человека с уже освоенной природой).
- Постиндустриальный тип (взамен отношений человека с природой выходят отношения между людьми).
Типология обществ по У. Ростоу.
- «традиционное общество»,
- «переходное общество»,
- общество «периода промышленной революции»,
- «индустриальное общество»,
- общество «высокого массового потребления».
Теория модернизации (О. Тоффлер).
- два вида обществ: традиционное и современное.
- процесс перехода от традиционного общества к современному и называется модернизацией.
Черты традиционного общества:
- зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;
- цикличность, а не поступательность развития;
- коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала;
- преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности;
- авторитарный характер власти;
- отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;
- преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности;
- преобладание традиции над нововведениями.
Черты современного общества:
- преобладание инновации над традициями;
- светский характер социальной жизни;
- поступательное развитие;
- ярко выраженное личностное начало;
- ориентация на инструментальные ценности;
- либерально-демократическая система власти;
- наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;
- преобладание людей с активным деятельным психологическим складом.
Черты постиндустриального общества:
- в экономике преобладает сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации;
- доля продаж технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли превышает доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики;
- доля населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, превышает численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности;
- формируется глобальная сеть телекоммуникаций, а также Интернет.
Источник: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/
Источник: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/
А почитать требования к ведению электронной тетради как-то возможно?
ОтветитьУдалитьПеречитала. Теперь ошибка исправлена?
Удалить