Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Участники конфликта называются субъектами конфликта:
Виды противоречий:
Функции социальных конфликтов:
1) Позитивные:
• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.
• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.
Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Источник
Участники конфликта называются субъектами конфликта:
- свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
- подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
- пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
- посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Виды противоречий:
- Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп.
- Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами.
- Антагонистические (от гр. antagonisma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия - лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его.
- Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок.
- Основные противоречия – определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами.
- Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта.
- Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины.
- Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях.
Функции социальных конфликтов:
1) Позитивные:
- информирование о наличии социальной напряженности;
- стимулирование социальных изменений;
- снятие социальной напряженности.
- создание стрессовых ситуаций;
- дезорганизация социальной жизни;
- разрушение социальной системы.
- социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации;
- различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
- религиозные различия;
- поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.
Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:
- компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
- переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
- посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
- арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
- применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.
• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.
Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий