Постоянные читатели

пятница, 6 марта 2015 г.

Социальный конфликт

Конфликт — это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Участники конфликта называются субъектами конфликта

  • свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны; 
  • подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников к конфликту; 
  • пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами; 
  • посредники — это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт. 
Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт — это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета. Причина конфликта — объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.

Виды противоречий: 
  • Внутренние противоречия - берут свое начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп. 
  • Внешние противоречия - возникают между двумя или несколькими социальными системами. 
  • Антагонистические (от гр. antagonisma — спор, борьба) (непримиримо враждебные) противоречия - лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив таким образом конфликт, но не разрешив его. 
  • Неантагонистические противоречия - имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путем взаимных уступок. 
  • Основные противоречия – определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами. 
  • Неосновные противоречия - сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта. 
  • Объективные противоречия - обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины. 
  • Субъективные противоречия - обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях. 
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Функции социальных конфликтов: 

1) Позитивные: 
  • информирование о наличии социальной напряженности; 
  • стимулирование социальных изменений; 
  •  снятие социальной напряженности. 
2) Негативные: 
  • создание стрессовых ситуаций; 
  • дезорганизация социальной жизни; 
  • разрушение социальной системы. 
Можно выделить следующие причины социальных конфликтов
  • социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации; 
  • различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; 
  • религиозные различия; 
  • поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.). 
Виды социальных конфликтов: 

• По длительности — долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся.
• По объему — глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные.
• По источнику возникновения — объективные; субъективные; ложные.
• По используемым средствам — насильственные; ненасильственные.
• По форме — внутренние; внешние.
• По влиянию на ход развития общества — прогрессивные; регрессивные.
• По характеру развития — преднамеренные; спонтанные.
• По сферам общественной жизни — экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.
• По типу отношений — внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни; внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни; внутринациональный и международный (социальный) уровни.

Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов: 
  • компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон; 
  • переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; 
  • посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы; 
  • арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; 
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее. 
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.
• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.
• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.
• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Таким образом, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между субъектами эмоционального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий