Постоянные читатели

четверг, 16 октября 2014 г.

Проблема общественного прогресса.

«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему». Общественный прогресс - это развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию. Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя. Обратным явлением прогрессу является регресс.
Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.  


Пути общественного развития:

Эволюция.
- Одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.  
- Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития. 

Революция. 
- Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.  
- Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития. 
Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.  

Основные противоречия прогресса. 
1) Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения. 
2) Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. 
3) Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества. 
4) Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей. 

Критерии общественного прогресса. 
До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума.  
Иммануил Кант - замена деспотизма природы диктатом разума. 
Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.  
Карл Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.  
Современная обществоведческая мысль - качество жизни.

Источник: http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/


Эссе по теме общественного прогресса.

Ф.Ницше:"Человечество не развивается в направлении лучшего, высшего... Прогресс - это просто современная, т.е. ложная идея. Европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса".

В данном высказывании немецкого мыслителя и поэта 19 века Фридриха Ницше затрагивается тема общественного прогресса. Итак, человечество беспрестанно совершенствуется, покоряет все новые и новые вершины,  создает современные способы производства и изобретения, открывает ранее неизвестные знания. Процесс развития от низшего к высшему сопровождал человечество с первобытных времен и продолжает действовать и сегодня, и поэтому, я считаю эту проблему актуальной. Ницше сравнивает европейца своих времен (а именно - 19 века) с европейцем времен Ренессанса (14-16 века) и делает выбор в пользу второго: следовательно, по мнению автора человечество регрессирует. Я не согласна со столь категоричными выводами и готова привести несколько аргументов в защиту своего мнения.
Понятие общественного прогресса базируется на основах такой науки, как философия. Философия, как особая форма познания мира, достаточно критично подходит к сознанию всего сущего, вопросов бытия, в том числе, вопроса о прогрессе. Обратимся к мнениям других философов: например, немецкий философ Георг Гегель (18-19в.) считал, что в развитии прогресса встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, но в итоге наступает возобладание прогресса. Английский философ Фрэнсис Бэкон, живший на два века раньше, чем Гегель и Ницше, также полагал, что научные знания человечества, накапливаясь с течением времени, все более совершенствуются и обогащаются. На основе мнений таких весомых фигур философии, как Бэкон и Гегель, можно сделать вывод, что философия в целом понимает и подтверждает факт наличия такого явления, как общественный прогресс. Докажем значительное преобладание прогресса над регрессом на следующих примерах.
Обсуждая тему прогресса, нельзя не упомянуть научно-техническую революцию. Это был качественный скачок в динамике развития производства. Американский социолог Дэниел Бэлл выделил три технологических революции: изобретение паровой машины в 18 веке, научно-технологические достижения в области электричества и химии в 19 веке, а также создание компьютеров в 20. Третью часть мы опустим, т.к. Ницше не довелось застать двадцатый век, но первые две части стоит отметить. Разве мог европеец, живущий в Средние Века и эпоху Ренессанса додуматься до изобретения сложного механизма паровой машины, создать электрический конденсатор, обнаружить электромагнитное взаимодействие? Нет. Для этой стадии развития еще не наступило время, не было необходимых ресурсов и ученых, которые бы смогли правильно их использовать. Можно упрекнуть меня в том, что я упустила слова автора высказывания о "современной, ложной идее", но изобретения и открытия, которые подарила человечеству научно-техническая революция, несомненно, создали более высокий уровень жизни, нежели был прежде. Отрицание этого факта, идея о том, что изобретения, облегчающие наше существование - всего лишь современная выдумка, "утешение" для большинства противоречит здравому смыслу.
Далее. Ницше упомянул Ренессанс, а Ренессанс - это период в истории Европы, ознаменовавший переход от культуры Средневековья к культуре Новому времени. Опустим здесь вопрос конкретно культуры: из высказывания ясно, что имеется в виду временной отрезок, а не часть духовной жизни. Вспомним деликатный момент из европейской истории того времени: так сложилось, что там была не развиты навыки личной гигиены - как у простого населения, так и у царских особ. Кроме того, загрязненная окружающая обстановка, которая обуславливалась большим количеством гуляющих животных, создавала отличное подспорье для развития и распространения различных болезнетворных бактерий, насекомых, например, блох, ставших источником чумы. Таким образом, в 14 веке Европу поразила эпидемия "черной смерти", из-за которой погибла треть населения. Эпоха Ренессанса была несколько позже, но ситуация не изменилась и тогда: культура ухода за телом считалась грехом; король Людовик 14, правящий в 17 и 18 веке, зарекся принимать водные процедуры. При взгляде на сегодняшнюю Европу неизбежна констатация факта: от обычаев тех времен не осталось и следа. Аккуратных, ухоженных, одетых "с иголочки" европейцев нельзя упрекнуть ни в чем подобном. Кроме того, сегодня никто и не вспомнит об этой части тогдашней истории. Эпидемии чумы не повторится: каждый невольно ежедневно принимает все санитарные меры предосторожности, а вакцина против чумы была придумана и опробована в 20 веке. Сравнивая европейца сегодняшнего, 21 века, и обоих европейцев Ницше (с данной стороны вопроса они ничем не отличаются), выбор будет очевидным. Разве можно назвать повышение общей культуры западного населения и стремительное развитие возможностей медицины регрессом? Вопрос риторический.
В заключение, можно перечислить такие очевидные явления прогресса, явившиеся к нам со временем, как доступность информации, пришедшей с распространением грамотности; появление новых стилей в таких видах искусства, как, к примеру, литература; многочисленные технические изобретения, облегчившие как повседневную жизнь, так и мировое производство. Итак, я оспариваю высказывание Фридриха Ницше, поскольку в его время прогресс уже стал очевидным по сравнению с более ранними временами, особенно это касается европейской истории. И создан этот прогресс людьми, живущими вовсе не в эпоху Ренессанса, как утверждает автор, а в новом времени. Отрицать же его наличие, называя его "современной, ложной идеей" не имеет смысла, ведь в противном случае прогрессом можно назвать лишь обратный ему процесс - регресс, а это противоречит здравому смыслу.

2 комментария:

  1. Даша, Ваше эссе имеет яркие сильные стороны:
    — представление разных взглядов на проблему;
    — отличная фактическая аргументация, интересные, глубоко разобранные исторические примеры.

    Однако, как мне кажется, Вы подошли к раскрытию проблемы односторонне: только с точки зрения оценки развития производительных сил, совершенствования технологий. А не приходило ли Вам в голову посмотреть на столь нелестную оценку автора с точки зрения такого критерия прогресса как развитие нравственности?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Удивительно, но я действительно не призадумалась о нравственной стороне вопроса за все то время, что писала эссе. Надо будет обязательно это учесть, а вообще, в случае, если бы я вспомнила о нравственности, я бы все равно не согласилась с автором.

      Удалить