Постоянные читатели

воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Википедия и глобализация

21 век. Сегодня в России на смену индустриальной эпохе, ориентировавшейся на нормы производства, экстенсивный путь развития и воодушевляющий советский лозунг “пятилетка в четыре года!”, пришла эра информационного общества, где главенствующие роли отведены высоким технологиям, оперированию информацией и, конечно же, производству знаний. К слову, в странах, считающихся передовыми (США, Японии, Великобритании и т. д.) этот переход уже давным-давно осуществлен, что придает этому явлению практически глобальный характер.
Итак, роль Интернета растет с каждым годом. На настоящий момент мы обращаемся за различными сведениями, научными статьями и публикациями во Всемирную паутину. Современный интернет-пользователь достаточно требователен и малость ленив - никому не хочется долго выискивать информацию, собирать ее по кусочкам, а затем проверять найденное на достоверность, не говоря уже о том, что бумажные книги и энциклопедии как источники информации не отличаются компактностью, доступностью в любой момент и стоят денег. Этим объясняется огромная популярность всемирно известной интернет-энциклопедии - Википедии. Ни одна энциклопедия в мире не может содержать хотя бы десятую часть всего, что можно найти на сайте Википедии. Думаю, с учетом этого факта каждому станет понятна бурная реакция наших сограждан в ответ на новость о возможном закрытии этого полезного ресурса, наполненного разнообразной информацией. А когда часть российских провайдеров стала блокировать доступ к Википедии, обстановка накалилась до предела - лишение права доступа к информации в современной реальности можно приравнять чуть ли не к преступлению против народа. Но отойдем от нашей, российской, ситуации. Хотелось бы рассмотреть этот случай с, так сказать, “мировой” точки зрения: с ракурса темы “Глобализация”.
Рассмотрим предмет темы. Согласно профильному учебнику Л.Н.Боголюбова по обществознанию за 11 класс, глобализация - это резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющиеся на все сферы общественной жизни. Нашу ситуацию, между прочим, можно рассмотреть, вспоминая о той же Википедии: к примеру, если бы создатели сайта приняли решение закрыть его насовсем, это повлияло бы на весь мир, а не только на какие-то определенные страны. Выходит, что пользователи Википедии, сами того не подозревая, в той или иной степени зависимы от людей, способных удалить или каким-то образом изменить этот ресурс.
На мой взгляд, формулировка проблемы, связанной с ситуацией, описанной в кейсе, выглядит так - противоречивая роль Интернета в процессе глобализации. Начать стоит, пожалуй, с раскрытия основного тезиса - какую роль Всемирная сеть со всеми ее информационными ресурсами играет в формировании некоего единого человеческого сообщества - а затем уже объяснить, в чем, по моему мнению, заключается ее противоречивость.
Связь между Интернетом со всеми его ресурсами (в том числе, Википедии) и глобализацией очевидна. Еще американский социолог Джон Нейсбитт в середине 80-х годов прошлого века отметил, что новой тенденцией мирового развития является переход от индустриального общества к информационному (а поскольку Интернет - не что иное, как огромное хранилище различных сведений, его использование можно причислить к оперированию информацией, что по определению относится к информационному обществу).
Кроме того, вполне может выйти так, что сегодня я, житель Канады и его друг-американец прочитали одну и ту же статью - например, про любимый сериал или о том или ином блюде. Википедия так же предоставила бы мне возможность редактировать одну и ту же статью вместе с человеком, живущим в другом городе или даже стране, обсудить тот или иной вопрос на форуме с каждым из пользователей, стать частью викисообщества, которое состоит из граждан разных стран, и существует, невзирая на государственные границы и огромные расстояния.
Именно беспрепятственное распространение информации и возможность общаться друг с другом, находясь на расстоянии в несколько тысяч километров, превращает Интернет в “одну глобальную деревню”, как выразился канадский философ Маршалл Маклюэн. Поэтому Интернет вкупе с его ресурсами типа Википедии можно смело считать информационным фактором глобализации, который делает ее все более массовой, вовлекая все новых и новых участников. Наличие и характер использования Всемирной сети - это показатель включенности страны в глобальное пространство.
Но почему роль эта противоречива? Немаловажную роль в ответе на этот вопрос будут играть противоречия процесса глобализации. Ведь информационные интернет-ресурсы и сообщества, объединяя людей, тем самым еще больше отдаляют их от той части населения планеты, которая пока еще далека от использования интернет-энциклопедий. Глобализация не охватывает всех процессов на Земле, несмотря на то, что ее влияние распространяется по всей планете, поэтому дифференциация стран по уровню развития только растет.
Здесь, опять же, можно столкнуться с противоречием: если бы Википедию в России все-таки закрыли, мы могли бы не узнать львиной доли информации о тех самых государствах, где уровень развития пока что предельно низок, что отдалило бы нас от “понимания” тех или иных стран и заставило испытать шок при визите, если бы ему случилось произойти. Но с другой стороны, не стало бы того сообщества, которое в значительной мере объединяло нас с развитыми странами, делало частью группы, где информация поставлена “во главе угла”, и это бы приблизило нас к уровню стран, где общество можно назвать каким угодно, но не информационным. Вот она - противоречивая роль Интернета в процессе глобализации.
В качестве дополнительного примера можно привести ситуацию из современной социальной реальности, ставшую, к сожалению, типичной. Например, такое явление, как мемы (согласно статье в Википедии, мемом может считаться “любая идея, символ, манера или образ действия, <...> передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео…”) порождает у нас стереотипы о других странах, что унифицирует их духовную культуру. Очень часто на форумах можно найти ряд грубых и неэтичных шуток на тему того, как американцы любят поесть, а англичане - странно пошутить, и самое интересное - чаще всего так шутят те, кто никогда не бывал в Америке и Англии. Глобализация обезличивает культуру и уникальность целого ряда стран, а Интернет, благодаря всеобщей доступности и анонимности, эту тенденцию развивает.
А противоречие здесь заключается в том, что в некоторых блогах или на YouTube-каналах можно все-таки найти достоверную информацию, прочитать или послушать наших бывших сограждан, живущих в этих странах много лет. И окажется, что людей, страдающих от ожирения, в Америке не так уж и много, а среди англичан есть множество персон, прославившихся своим простым и понятным чувством юмора.
Также можно вспомнить про социальные сети, (к примеру, Tumblr), пользующиеся огромной популярностью у молодежи. Они оказывают на молодое поколение большое влияние, вследствие чего оно начинает не разрабатывать и развивать собственную культуру, а повторять за той, что была на красивых картинках - считать, что модно одеваться в одежду исключительно зарубежных марок (TopShop, Mango, Zara), выкладывать фотографии с едой в социальные сети с американской газировкой “Dr. Pepper”, а не родной “Буратино” и т. д.
Опять же: налицо то, что глобализация объединяет в предпочтениях российских и американских потребителей, но при этом заставляет нас забыть о поддержке отечественного производителя и начать “макдонализировать”, как метко сказано в вышеупомянутом профильном учебнике, свою молодежную культуру. А Интернет, значительно влияющий на неокрепшие умы, благодаря социальным сетям и различным сообществам помогает выдавать потерю уникальности, присущей нашей (и не только) стране, за тренд, нахождение “в теме”.
Подводя итог длинным размышлениям, хочется подчеркнуть, что на сегодняшний день Интернет играет чуть ли не лидирующую роль в процессе глобализации. И от нас зависит, какую роль сыграет этот полный противоречий процесс в судьбе родной страны: обеспечит ее динамичное развитие или приведет к полному упадку государства и отсталости.

Источник: учебник "Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень", глава 4 "Современный этап мирового развития", параграф 37 "Глобализация и ее последствия"

Комментариев нет:

Отправить комментарий